Интервью
1 2 3 4 5
ДОН КИХОТ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Ирина Данилова
По пыльной пустынной дороге едут
два человека. Один - худой с желто-бледным лицом молча управляет дохлой
кобылкой. Он бредит подвигами, ветряными мельницами и прекраснейшей Дульсинеей
Табосской, а на седеющей голове блестит начищенный таз для бритья, принятый
в порыве рыцарского помешательства за
средневековый доспех. Сзади маленький
упрямый ослик заставляет подпрыгивать на каждой кочке своего добродушного
хозяина, мечтающего о собственном острове и губернаторском месте. Рыцарь
Печального Образа и его неунывающий друг Санчо Панса возвращаются. Их путь
был долог. Ровно 450 лет назад Сервантес
написал роман о приключениях новоиспеченного
рыцаря. И все эти годы два друга блуждали по столетиям, пережили несколько
масштабных киноэкранизаций, потом исчезли и, наконец, появились вновь в новой
ленте Василия Ливанова "Дон Кихот возвращается".
Да, Дон Кихот возвращается. Но возвращается
совсем в ином амплуа. Для режиссера Дон Кихот стал не путешествующим мечтателем,
а рыцарем-идеологм, насаждающим и пропагандирующим свою идею о прекрасной
Дульсинее. Это уже не тот добряк-старик, к которому мы привыкли по другим
экранизациям. Этот Дон Кихот не так
прост, как кажется. Он уже, хрипя от злости, может поднести острый клинок
к вашему горлу и сказать: "Либо ты признаешь, что моя дама сердца -
прекраснейшая из всей существующих,
либо голова твоя с плеч". Он жесток к окружающим, но все равно считает,
что у него, у странствующего рыцаря, только одна главная забота - "светлое
будующее всего человечества". И за это
светлое будущее он готов сражаться, приставив клинок к горлу противника.
У Василия Ливанова, который был не только
режиссером, но еще и продюсером, сценаристом и исполнителем одной из главных
ролей (роль Дон Кихота), взгляд на сервантосовского странствующего рыцаря
свой, неординарный и даже немного шокирующий. И тем не менее фильм был оценен
на международном фестивале и получил "Золотого медведя" по трем номинациям
(две из которых: за лучшую музыку к художественному фильму и за романтику).
А король Хуан Карлос и королева София увезли ливановского "Дон
Кихота" в Испанию. Еще бы! В фильме
есть что посмотреть да и послушать: прекрасный актерский дуэт Ливанова и
Джигарханяна, великолепные натурные съемки (картина снималась полностью в
Болгарии), профессиональная опtраторская работа Леонида Калашникова и музыка,
написанная известным российским
композитором Геннадием Гладковым. Все
это не может оставить зрителя равнодушным.
Подробнее о картине мы беседуем с ее режиссером:
- Насколько мне известно, "Дон Кихот возвращается"
- ваш дебют в качестве режиссера в игровом кино?
- Да, игрового фильма с актерами до этого не снимал. Но я работал в мультипликации.
У меня есть широкоэкранный полнометражный мультфильм "Синяя птица". Там
я тоже автор сценария и режиссер. А потом еще делал документально-художественный
фильм о своем отце, Борисе Ливанове. И я не вижу принципи-
альной разницы между режиссурой мультипликационной и игрового кино. Это
только разные средства выражения. Во всяком случае я на высших курсах
режиссеров получил у Ромма диплом с отличием. И как дипломная картина у меня
был мультфильм "Самый, самый, самый".
- Вы - продюсер картины. В России, насколько
я знаю, очень сложно получить деньги на съёмку картины. Вы наверняка с этим
столкнулись.
- Средства мы искали не очень долго, но очень трудно. Надо было доказать
людям, сидящим в Госкино, несостоятельность таких доводов, как:" Н-у-у,
такое уже кино снимали". Эта ситуация напоминала анекдот: в отделении милиции
решают подарить сотруднику на День рождения книгу и кто-то говорит:" А зачем?
У
него уже одна есть". Необходимо было съездить в Болгарию, встретиться
с болгарскими кинематографистами, нашими давними друзьями, увлечь их этой
идеей, показать сценарий. И только тогда во всеоружии появляться в Госкино.
Было сложно соединить две эти равнодушные силы: наше Госкино и болгарское.
Это абсолютно
равнодушные силы. Им все равно, как называется картина, кто там снимается.
Для них главное - вложить и получить деньги. За границей привыкли, что
продюсер - человек богатый. У нас же продюсер - человек, у которого нет
денег, но который ищет людей с деньгами и уговаривает под свой авторитет
в искусстве, под свою
популярность какой-то банк дать средства на кино. А так как у нас сейчас
хищнический период и все хотят вложить рубль, а получить десять, то кино
не дает такой возможности. Это не торговый ларек. И все-таки находились
люди, которые, пусть даже на дружеских отношениях, помогали нам находить
средства к фильму. Если бы не мой близкий друг Карпов, который давал на
съемки свои личные деньги, никакого "Дон Кихота" вы бы не увидели. Он такой
же создатель этого фильма, как я, Джигарханян, который играл Санчо Панса,
Смирнитский. Съемочный период мы завершили еще в октябре 95 года.
А фильм был закончен в апреле 97 года. Все это время ушло ни на озвучание,
ни на запись музыки, а на то, чтобы вытрясти на фильм государственные деньги,
которые студия " Арк-фильм" под крышей Госкино крутила в коммерческих банках.
Например, в сентябре месяце на съемках нам заявляют, что суточные больше
выплачиваться не будут. То есть мы должны сложить чемоданы и фильма нет.
А нам осталось снимать где-то три недели. Мы стали выяснять, что случилось
с деньгами. Оказалось, что директор студии, на которой снимается фильм,
эти наши суточные положил в коммерческий банк. Они там до сих пор крутятся.
Я думаю, что он не осмелился бы так поступить, не имей мощной крыши - чиновников
Госкино. Там все имеют от этого пирога. Но что рассуждать об этом, когда
даже президент России не знает, куда пропадают миллиарды?!
- Вся эта тягомотина
с доставанием денег не отбила желание снимать еще и еще?
- Это необходимость. Это условия, которые диктуются абсолютно реальными
обстоятельствами. Мы живем в реальном мире и понимаем, что в этой ситуации
нет иного пути. Мы не сможем вырыть пиратский клад, на который будем
снимать фильм, или же золотой метеорит не упадет с неба на наш дачный участок
. Этого
не может произойти. И поэтому мы должны искать возможность добыть какие-то
средства.
- Посмотрев
"Дон Кихот возвращается", понимаешь, что в образы главных героев вложен уже
не тот смысл, к которому мы привыкли. В Дон Кихоте находишь много отрицательных
черт, а Санчо Панса не такой уж и простак. Он выдвигает массу политический
теорий. Что значат для вас эти персонажи?
- Мне была важна одна идея - показать на чем строится сервантосовский
Дон Кихот и в чем гениальная догадка писателя. А догадка действительно гениальна:
Сервантес предвидел то, что произойдет с миром через 400 лет . Он предсказал,
что Дон Кихоты получат реальную власть. Но так как они Дон Кихоты, то их
власть
ни к чему хорошему не приведет. Да, Дон Кихот - это власть. Но
он вовсе не собирался с помощью нее облагодетельствовать весь мир. Он хотел
своей властью навязать всем остальным свое мнение: Дульсинея - самая лучшая
в мире. У Сервантеса есть фраза. Ее произносит Дон Кихот: "промедление
смерти подобно". Раньше, читая Сервантеса, я не обращал внимание на нее. Но
теперь был потрясен. Я понял, что писатель
заглянул в будущее, перепрыгнул через 400 лет и отобразил в романе то,
что случилось с нами: коммунизм, общая и единая идеология. Мы прошли власть
Дон Кихотов и Санчей Пансо. Ведь грустно и смешно, когда этот ослиный пастух
начинает мечтать о губернаторском кресле. Прямо как сейчас: каждая кухарка
лезет в
политику. Это срашно. Но это пародия на нашу жизнь.
- А вы уверены, что
именно это хотел показать Сервантес?
- Если бы я не был в этом уверен, я не делал бы экранизацию Сервантеса.
http://zhurnal.lib.ru