Родился 10 августа 1940 года в Москве.
"Моё детство. Вторая Мещанская улица, Москва. Пленные немцы строят во
дворе здание районного отделения милиции. В соседней церкви на Второй
Мещанской, угол Безбожного переулка, от взрывной волны зияют рамы-раны.
Мальчишка на спор суёт голову в жуткую дыру подвала, потом, дрожа,
рассказывает: "Нет, они меня не тронули... ух ты, чёрная темнота,
сыростью воняет... и эти... скульптуры голые... духи безрукие... ага,
шевелятся... и один на меня как двинется... Я - бегом! Всё!..." Отец
пришёл с войны - и с головой в работу. Мама - участковый врач. Мы
видимся перед сном и в воскресенье. Детский
садик, школа, рождение сестрёнки, с нами живёт моя няня - тётя Настя
Хвостова,
она из-под Воронежа и навсегда член нашей семьи. Мы живём впятером в
одной
комнате, коридорная система, общая кухня и прочее".
"Без спросу родителей (а тогда без спросу ничего не делалось) я
поступил с другом в драматический кружок при Дворце мионеров
Дзержинского района. Это был не рядовой, а знаменитый кружок. Его
спектакли "С тобой товарищи" и "Васёк Трубач" передавали по радио. А
когда появилось телевидение - то и по телевизору. Коллектив кружка
близко дружил и сотрудничал с пионерским театром при Дворце культуры
ЗИЛа с легендарным С.Л.Штейном во главе... В нашем
кружке царила атмосфера дружбы и праздника. Праздника - быть вместе и
играть
всё что угодно. Пусть главную, пусть неглавную роль - лишь бы вместе,
лишь
бы сцена, лишь бы праздник. Конечно, душой и автором этой атмосферы
была
руководитель кружка Варвара Ивановна Стручкова. Она играла в Московском
ТЮЗе
хорошие роли. То есть большие. Хорошими их трудно назвать, ибо самая
известная
её актёрская победа - это роль Бабы-Яги. Но мы гордились ею, она хорошо
играла.
И старшие, и младшие кружковцы любили Варвару Ивановну как родную. Она
неплохо
ко мне отнеслась, но я был очень длинный для детских ролей младшей
группы
и сыграл пионервожатого, а мои "подопечные" были в жизни старше меня на
несколько
лет.
Я очень любил кружок. Все там были необыкновенно талантливы, а игра
ребят в "Двенадцати месяцах" С.Маршака казалась совершенно непостижимой
для меня. К нам приезжал в гости автор, и мы, кружковцы, навещали
Самуила
Яковлевича у него дома, и он тоже "разделял мою высокую оценку"
спектакля.
Все домашние невзгоды и радости обсуждались и переживались кружковцами.
Дело в том, что коллектив родился во время войны.
... Я ушёл из кружка, так и не сыграв своего. Меня просто похитил отец,
объяснившись с глазу на глаз с Варварой Ивановной. Что-то хуже стало с
отметками, и, кроме того, было куплено... пианино. Меня, переростка
тринадцатилетнего, определили учиться музыке. Я плакал, как барышня..."
Окончив школу в 1957 году, он довольно легко поступил в Театральное
училище им. Щукина, но уже через год был отчислен за
"профнепригодность".
"Наш первый курс перезнакомился. Узнали, что художественным
руководителем будет не Мансурова и не Андреева, а всего лишь молодой
"незаслуженный" Владимир Этуш - и разбежались на отдых. Трын-травою
были покрыты для меня поля и
лесные массивы Подмосковья. Трын-трава росла для меня в каком-то
тумане...
Кажется, худрук Этуш сразу же потерял ко мне интерес. В тумане первые
отрывки,
показы, волнения и болельщики..."
Материал взят из книги В.Смехова "Театр моей памяти" и
книги Ф.Раззакова "Досье на звёзд".