Основные съемки "Мумии возвращается" происходили в ослепительной пустыни на территории Марокко. Перед этим съемочная группа завершила второстепенные съемки в Иордании, где были сняты сцены для последующего вживления в них визуальных спецэффектов. В Иордании снимали в ущелье Петра и на железнодорожном вокзале близ Аммана, где была тьма тьмущая паровозов.
В Марокко резиденцией съемочной группы стало местечко Эрфуд, где уже проходили съемки первой части фильма два года назад. Это место необычайно популярно не только среди кинематоргафистов, которые хотели бы снять красоты Сахары, но и среди туристов, которых привлекает тут необычайно красочные закаты в песчаных дюнах.
После завершения съемок в Эрфуде, вся бригада кинематографистов, ведомая Стивеном Соммерсом, переместилась в Уарзазате, когда-то бывший гарнизонной крепостью французского легиона, где был специально для "Мумия возвращается" построен аэродром.
Следующим этапом съемочного процесса стала работа на Студии Шепертон, в павильонах которой были реконструированы пирамиды, дворцы и замки. Натурные съемки в Лондоне проводились на Тауэрском мосту через Темзу, на лондонских улицах, прилегающих к Британскому музею, в песочных карьерах в Бедфордшире и в парке в Бакингемшире. Одна важная для сюжета лондонская сцена включала в себя погоню на старинном красном двухъярусном автобусе. Автобусы были собраны по частным коллекциям в Бельгии и Уэльсе, восстановлены и снабжены необходимыми деталями 1930-х гг.
По словам продюсера Шона Дэниела, кинематографисты поначалу собирались все съемки проводить в Лондоне, не выезжая на натуру в Африку. И хотя в итоге все получилось иначе, и группе пришлось покинуть Туманный Альбион, Шон Дэниел прекрасно отдавал себе отчет в трудностях съемки в экзотических местах. "Нет никаких возможностей подготовить себя к палящему солнцу маррокканской пустыни," - говорит он.
Однако, вернувшись в Англию, в этот пресловутый туманный Лондон, актеры и вся группа практически с тоской и ностальгией вспоминали палящее марокканское солнце. "Все в один голос утверждали, что в Лондоне даже старожилы не помнят такого плохого лета!" - говорит Джеймс Джекс. - "Все время шел дождь и было холодно, ночные съемки беспрестанно прерывались из-за ухудшения погоны и дождя."
Погодные условия съемок, которые бросали настоящий вызов всем участникам процесса, диктовали желание создателей фильма собрать как можно больше проверенных ветеранов. "Снимая кино в таких тяжелых условиях крайне важно доверять друг другу," - говорит Стивен Соммерс. - "Приехав в Англию ставить первую "Мумию" я был единственным американцем в составе команды. Несмотря на то, что я был "чужак", я быстро нашел со всеми общий язык, и в итоге съемочный процесс доставил всем несказанное удовольствие. На этот раз мы уже все хорошо знали друг друга. Было чувство уверенности, что дело доведем до конца. К тому же все прекрасно знали, что я не брошу друзей погибать в песках пустыни!"
Съёмки
"Мумия возвращается" выходит на экраны практически день в день с выпуском первой части два года назад и почти ровно год спустя после начала съемок в Марокко прошлой весной.
Немедленное решение Universal Pictures снимать продолжение "Мумии", с триумфом прошедшей по кинотеатрам мира, оставило режиссеру-сценаристу Стивену Соммерсу очень мало времени на раздумья. "Премьера состоялась в пятницу, а уже в субботу в шесть утра мне позвонил Рон Майер и сказал: "Мы хотим продолжение". Я пробормотал что-то нечленораздельное в ответ, не спал целую неделю, а потом плюнул на все, сел за стол, взялся за перо и начал писать новый сценарий," - вспоминает Стивен Соммерс.
Как и Рик О'Коннелл, герой "Мумии" и "Мумия возвращается", Стивен Соммерс был накачан разными идеями и в принципе готов к новой миссии, ибо разговоры о продолжении велись несколько последних месяцев съемки первой "Мумии". "К концу нашей работы над первым фильмом мы уже навысказывали кучу идей для сиквела, который представлялся нам куда более масштабным и одухотворенным новым поколением спецэффектов. Я хотел вернуть на экран всех прежних героев, но закрутить их в водовороте совершенно нового приключения, не полагаясь на старые проверенные трюки. Я по-настоящему хотел превзойти самого себя."
"Мумия", в которой рассказывалась история о том, как кладоискатели в 1920-е гг. наткнулись в Сахаре на древнее захоронение и случайно выпустили на свободу древнюю мрачную силу, была в общих чертах основана на классическом ужастике Universal Pictures 1932 года "Мумия" с Борисом Карлоффом в главной роли. После того, как в первый уик-энд она собрала рекордные 43,36 миллиона долларов кассовых сборов, ее победную поступь узнали во всех странах мира. В итоге общие кассовые сборы составили 414 миллионов долларов. Картина занимает 31 место в списке самых кассовых лент за всю историю кино и также носит титул самой успешной видеоленты 1999 года.
Стивен Соммерс решил поместить действие "Мумия возвращается" в 1933 год, восемь лет спустя после событий в первой части, позволив тем самым своим героям немного пожить собственной жизнью. "Рик и Эвелин стали счастливыми мужем и женой, удобно устроились в Лондоне, но время от времени возвращаются к своим романтическим приключениям, совершая экскурсы в подземелья древних храмов и замков," - рассказывает автор. - "У них растет сын, Алекс, в котором соединились лучшие черты обоих родителей. Он стал неотъемлимой частью их совместной жизни. Алекс не просто миленький и хорошенький - он мальчик с норовом."
"Семья - это одновременно и сила, и слабость О'Коннелла," - говорит Джеймс Джекс, который, вместе с Шоном Дэниелом, продюсировал обе "Мумии". - "Семья делает Рика легкоуязвимым, а его приключения приобретают значение личной трагедии."
К 1933 году семья О'Коннеллов обосновалась в идиллическом доме, но темные силы из древнего мира прорвались сквозь столетия и вновь вернули супругов на опасную дорогу непредсказуемых приключений. К Эвелин прошлое постоянно возвращается в виде ночных кошмаров, которые вторгаются и в ее обычную жизнь, заставляя балансировать между реальностью сегодняшнего дня и ужасными воспоминаниями о днях минувших. Даже Рик, который не подвержен никаким неврозам и страхам, узнает, что такая невинная вещь, как татуировка на руке может означать для него судьбоносные вещи.
"Многие люди, включая меня, интересуются древним Египтом," - говорит Стивен Соммерс. - "Мы постоянно возвращаемся к тем далеким временам в "Мумия возвращается", не только в дебюте, но и на протяжении всей картины. Мы рассказываем и историю Короля скорпионов, случившуюся 5000 лет назад, и историю Имхотепа при дворе фараона 3000 лет назад, и все время возвращаемся к Рику в 1930-е годы."
Чтобы продолжение сработало не хуже первой части, необходимым условием было вновь собрать на съемочной площадке тех же самых актеров. "Брендан Фрейзер, Рэчел Вайц, Джон Ханна и я дали друг другу обещание не снимать сиквел до тех пор, пока мы все не убедимся, что он может быть сделан лучше прежнего фильма. К счастью, когда я завершил сценарий, все согласились, что так оно и должно быть," - говорит Стивен Соммерс.
"Да, именно так," - соглашается Рэчел Вайц. - "Это фильм о другом времени, который замешан на ужасе, комедии, романтике и спецэффектах. Все эти различные компоненты отлично уживаются друг с другом."
Сиквел понравился актерам и по другим причинам. Для Брендана Фрейзера огромный интерес представляла еще одна совместная работа со Стивеном Соммерсом. "За ним трудно угнаться," - говорит Брендан Фрейзер о режиссере. - "Он так предан работе, что его энтузиазм отражается на всех. У него энергия бьет ключом, и это даже заметно в условиях сахарской жары. Его метаболизм даст любому сто очков вперед."
Брендан Фрейзер также отдает должное колоссальному желанию и энтузизму другого участника съемок, молодого актера Фредди Боата, который сыграл сына Рика и Эвелин. "Он классный парнишка, и такой смешной",- говорит Брендан Фрейзер. - "Он знает все о "Мумии" - его мать призналась мне, что он смотрел наш первый фильм раз, наверное 30 или 40. Что за дети сегодня! Он неоднократно напоминал нам о десятках нюансов, о которых мы забывали. А ответственного за соблюдения соответствия со сценарием он множество раз поправлял прямо во время съемок! Он полностью отдавался процессу и было ощущение, что Фредди просто живет в том времени, о котором мы снимаем фильм. Я считаю, что провел чудное время в одной семье с Фредди.
Также как и первая "Мумия", этот фильм наполнен приключениями," - добавляет Брендан Фрейзер. - "а пружина интриги закручена еще туже."
Большинство из приключений приходятся на его долю, но не все. Эвелин, хрупкая библиотекарша, которую Рэчел Вайц играла и в первом фильме, прямо-таки расцвела в "Мумии возвращается". Эвелин как следует накачалась и окрепла, а это значит, что Рэчел Вайц пришлось быть в отменной физической форме. Чтобы поразить зрителей рукопашной схваткой в древнеегипетском стиле, Рэчел Вайц и ее противница Патрисия Веласкес интенсивно совершенствовались в восточных единоборствах на протяжении всего времени съемок фильма.
Говорит Рэчел Вайц: "Нам пришлось репетировать эту сцену пять месяцев по часу в день с японским тренером по имени Тидо, который ставил хореографию поединков. Сцену эту мы снимали в самом конце, поэтому у нас было масса времени, чтобы отменно освоить технику боя. В первый день, когда одна из трюкачек показала мне, чему я должна научиться, я решительно сказала: "Нет, этого не случиться. Я не смогу научиться такому". А Патрисия Веласкес, которая в свое время была танцовщицей, отнеслась к демонстрации спокойно, решив, что сможет все выполнить. Научиться восточным единоборствам, пожалуй, для меня это было самом сложным делом, настоящим вызовом, который бросила мне судьба на этих съемках. Представьте себе только, речь шла о древней японской технике боя на мечах. Мы пользовались двумя такими маленькими мечами, которые нужно было научиться вращать вокруг пальцев. Это было просто удивительное времяпрепровождение."
Джон Ханна, вновь сыгравший брата Эвелин Джонатана, представляет собой комедийную отдушину сюжета. Согласно мнению актера, его персонаж стремится к двум вещам: остаться в живых и одновременно разбогатеть. "Джонатан многое успел сделать за прошедшие восемь лет." - говорит Джон Ханна. - "Он потратил все свои деньги и ведет гедонистический стиль жизни". Но кое-что все же изменилось. У него теперь есть племянник, который выглядит почти также, как он сам в детские годы. "Когда Алекса похищают, Джонатан сразу становится более серьезным, воспринимая эту потерю как личное горе." - добавляет Джон Ханна.
"На самом деле, я думаю, никто иной, как Джон Ханна помог мне выстоять на этих съемках." - откровенничает Рэчел Вайц. - " Что "Мумии", что "Мумии возвращается". Я все свои беды рассказывала Джону. А он смешил меня так, как никто в жизни не смешил. Он такой забавный, что я давилась от смеха целыми днями. Мне просто повезло, что в "Мумии возвращается" я играла столько сцен вместе с Джоном Ханной. На этих съемках тебе нужно подзаряжаться энергией и выплескивать ее на экране, ведь моя героиня все время бежала и что-то энергично делала. Нужно было оставаться на взводе. А Джон Ханна как сострит перед очередным дублем, и настроение сразу поднимается. Если бы я могла везде возить за собой Джона Ханну, мне было бы просто легко шагать по жизни."
Джон Ханна обратил внимание, что режиссер Стивен Соммерс изменился со времени съемок первого фильма. "Я думаю, на него подействовал успех "Мумии". Он стал действовать увереннее. Практически все на этот раз выросло в размерах - сценарий стал масштабнее, спецэффектов - больше, трюки - похлеще."
Злодее тоже стали злее, да. В дополнение к властному Имхотепу, злюке Меиле, древней пассии Анк-су-Намун и легионам прислужников жреца, в "Мумии возвращается" появляется суперзвезда борьбы без правил по кличке Рок, который впервые снимается в кино.
Рок играет роль ужасающего Короля скорпионов, чья печальная история рассказывается в прологе. Она произошла в 3067 году до нашей эры. В то время он был гордым воином пустыни, который заключил сделку с богом Анубисом перед лицом собственной смерти - душу в обмен на победу. Отзвуки этого адского соглашения раздаются и в 20 веке, в момент, с которого начинается "Мумия возвращается" - в гробнице, заполненной жуками и змеями.
Персонаж Короля скорпионов отлично подходит для Рока. "Король скорпионов и Рок оба завоеватели."- говорит актер. - "Эта роль просто создана для меня."
В традиционном для себя мире, мире профессиональной борьбы без правил, Рок работает в жестких условиях - за стальной решеткой и на цементном полу. Но он узнал, что мир кино ставит свои жесткие условия. "Я прилетел в Марокко в начале мая 2000 года и обосновался в местечке Эрвуд на краю Сахары." - вспоминает Рок. - "Атмосфера вокруг съемочной площадки была наэлектризована. Работать приходилось на износ. Я просыпался в 2 часа ночи, приводил себя в порядок, а потом три часа сидел в гримерном кресле. В конце рабочего дня мне приходилось тратить не менее часа, чтобы смыть с себя остатки грима. И так каждый день."
Несмотря на то, что Рок никогда раньше не снимался в кино, Стивен Соммерс выразил удовольствие от работы с ним. "Он был очень естественнен, и его очарование и уверенность в себе компенсировали отсутствие игровой практики. У него была под командой целая армия существ из потустороннего мира - войны Анубиса, карликовые скелеты и всякие другие отвратительные создания."
Экстра спецэффекты для "Мумия возвращается"
Визуальные спецэффекты являются одной из важнейших частей современного приключенческого фильма, а спецэффекты для "Мумии" в 1999 году заложили чрезвычайно высокие стандарты, которые послужили целью для многих других фильмов, последовавших за ней. Universal Pictures и Стивен Соммерс решили превзойти свои собственные стандарты и призвали для этой цели Джона Бертона, обладателя премии "Оскар", вместе со всей его командой из компании Industrial Light & Magic.
"Первая "Мумия" обладала замечательным приключенческим драйвом и напряженным развитием сюжета, что мы попытались воссоздать и во втором фильме," - говорит Джон Бертон. - "По крайней мере сценарий этому очень способствовал: зрелищные события и потрясающая история про людей, которые должны бороться против ужасных злых сил."
Для сиквела Джон Бертон придумал кое-какие новшества. "За последние два года технологии сделали очередной огромный шаг вперед." - объясняет он. Для того, чтобы изобразить трансформации Имхотепа, Короля скорпионов и орды их приспешников компьютерная спецбригада использовала новейшие разработки анимационной техники.
"Имхотеп стал значительно сильнее со времени прошлого фильма", замечает Джон Бертон. "Он не просто теперь пугает людей - он взаимодействует с актерами. Таким образом, в разработке этого персонажа нам пришлось сделать значительно больше, чем раньше, чтобы он выглядел по-настоящему реалистично. Для меня самыми трудными представлялись собакоподобные существа, поскольку необходимо было придать им несуществующий органический реализм."
Арнольду Вослу очень понравилось изображать воскресшего жреца и его баталии с Королем Скорпионов, которые протекали по не вполне стандартным законам. "Это любопытно для актера - изображать реакцию на то, чего нет в поле зрения, что только еще будет потом добавлено на монтажном столе или в компьютере. Ты должен все время воображать пока еще несуществующие спецэффекты, но зато потом тебя ждет большое удивление, когда ты понимаешь, что воображение сотрудников Industrial Light & Magic переплюнуло твое собственное."
Для того, чтобы удостовериться, что эффекты войдут в кадр как положено, Джон Бертон со своей командой присутстсвовал на всех съемках рядом со Стивеном Соммерсом. "Нам необходимо было вернуться в Industrial Light & Magic с как можно большей информацией о съемках, чтобы потом было легче воспроизвести на компьютере весь антураж," - объясняет Джон Бертон. "Часть наших ребят занималась тем, что записывала и сверяла все показания: где стоит камера и как она движется, какой используется объектив и все такое прочее. Если камера двигалась, то они знали не только откуда она начала свое движение и в каком месте его прекратила, но и где она находилась в каждый конкретный момент своего движения и как быстро двигалась. Все эти записи оказались необычайно важными для нас, чтобы синтезировать изображение на грани с реальностью."